В современной системе образования всё большую популярность набирают технологии, связанные с виртуальной реальностью и искусственным интеллектом — так называемые иммерсивные образовательные среды. Одной из ярких представительниц таких технологий является комплекс виртуальной арт-терапии ViART.
Этот комплекс был разработан для преодоления последствий некоторых психических нарушений и улучшения работы опорно-двигательного аппарата. Он позволяет погрузить пациента в благоприятную арт-терапевтическую среду, что способствует его восстановлению. Однако универсальность платформы комплекса позволяет успешно использовать его и в образовательном процессе.
Арт-терапия — это метод, который предполагает вовлечение в творческую деятельность для решения широкого спектра психологических проблем. В трёхмерной среде ViART были созданы инновационные, творческие, познавательные, интуитивно понятные и легко управляемые программы. Они реализованы на одном из последних поколений VR-шлема. В основе художественной части комплекса лежит опыт экспертов в области живописи и шедевры изобразительного искусства.
Принцип работы комплекса таков: пользователь, погружённый в реальность известного художника, самостоятельно создаёт картины в присущем живописцу уникальном стиле. Это позволяет ему не только насладиться произведениями искусства, но и почувствовать себя настоящим художником.
Использование комплекса ViART рекомендовано в следующих образовательных учреждениях:
* средние общеобразовательные школы; * школы с углублённым изучением изобразительных искусств; * специализированные (коррекционные) образовательные учреждения; * кабинеты психолога, дефектолога (частные и государственные); * муниципальные школы искусств, художественные школы/училища/колледжи и вузы; * центры эстетического развития; * колледжи (СПО, БПОО); * вузы (РУМЦ).
Использование комплекса ViART в образовательных программах предоставляет педагогам уникальный инструмент для развития интеллекта, творческих способностей, пространственного мышления, расширения кругозора, повышения уровня концентрации, а также способности детей к самостоятельному обучению. Необычная, красочная реальность, в которую погружается ребёнок, активирует когнитивный потенциал мозга и позитивно отражается на его психоэмоциональном фоне. Комплекс является незаменимым помощником преподавателю при проведении уроков мировой художественной культуры и изобразительного искусства.
Значительный положительный эффект от применения комплекса ViART достигается педагогами-психологами и дефектологами на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети нуждаются в коррекции или нормализации психоэмоционального состояния, имеют трудности с социальной адаптацией, расстройства аутистического спектра или ДЦП.
Использование ViART в школах искусств и центрах эстетического развития поможет учащимся в виртуальном пространстве познакомиться с работами знаменитых художников и освоить некоторые техники живописи. Они смогут окунуться в атмосферу мастерских, в которых рождались эти великие полотна, и прочувствовать все тонкости творческого процесса. Это увлекательное путешествие в мир искусства оставляет незабываемые впечатления и побуждает к творчеству, выбору собственного художественного направления и, возможно, будущей профессии.
Применение комплекса ViART в общеобразовательном процессе обеспечивает:
* развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление; * развитие творческих способностей, пространственного мышления, воображения, фантазии; * повышение уровня концентрации, способности к самостоятельному обучению; * эстетическое развитие, расширение кругозора.
В системе инклюзивного образования использование комплекса ViART:
* предупреждает когнитивный дефицит и развитие вторичных патологических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья; * способствует социальной реабилитации, формированию и поддержке коммуникативных способностей; * помогает детям сконцентрироваться на собственных чувствах и эмоциях; * формирует и развивает сенсорные эталоны, накапливает и расширяет сенсорный опыт; * нормализует психоэмоциональное состояние.